Зарождение великой культуры Китая относят к древним временам. Показателем общего подъема культуры Древнего Китая являются развитие научных знаний, письменности, искусства и литературы. Распространение письменности и возрастание ее общественной роли потребовало унификации начертания иероглифов. Первый известный опыт кодификации китайской графики - это список иероглифов Ши Чжоу пянь, написанный придворным историографом Ши Чжоу (IX - VIII вв до н.э.). Затем в эпоху Цинь и Хань происходят реформы письменности, приведшие в результате к появлению стандартного стиля письма - "кайшу" (уставное письмо), которое сохранилось вплоть до реформы китайской письменности в 1956 - 1959 гг.
В иероглифическом письме всегда используется большое количество знаков. Для чтения книг конфуцианского канона необходимо знать около 10 000 иероглифов. В современных китайских словарях содержится порядка 100 000 иероглифов.
Каллиграфия считается в Китае видом искусства и высоко ценится, живописные полотна часто украшаются каллиграфическими надписями. Китайская письменность еще в древности широко распространилась по всей Юго-Восточной Азии.
Главенствующее место в китайской литературе всегда занимала поэзия, поэтому даже проза всегда насыщается стихами, которые, по мнению китайцев лучше всего могут выразить человеческие чувства.
Говоря о культуре Китая нельзя обойти вниманием музыку. Китайская музыка - одна из древнейших в мире. Она насчитывает много местных вариантов. В китайской музыке преобладает одноголосие. В основе ее 5-ти звуковая система (пентатоника), но встречаются образования, построенные на 7-ступенных ладах. Музыкальные инструменты: цисяньцинь, пипа, хуцинь или эрху, ди,шэн... Изучением китайской музыки занимались древние китайские философы, богословы, математики. Конфуций отводил в своем учении большое место музыке и занимался собиранием народных песен. В VIII в. в Китае была создана первая школа музыки и танца - "Консерватория грушевого сада".
В 1750 году было издано "Полное исследование по пяти категориям ли-ритуала" (У ли тун као) в ста томах, посвященных жертвоприношениям, придворным празднествам и приемам, военным уставам и траурным обрядам. Во многом благодаря этому литературному выражению нормативных регуляторов поведения, которые в других обществах столь тщательно не фиксировались, утвердился известный европейский стереотип "китайских церемоний".В китайском лунном календаре месяц февраль - это и время пробуждения природы, и начало нового годового цикла, и, одновременно, череда народных праздников, посвященных включению человека в общезначимый ритм социальной жизни. Конечно, подобное совпадение общегосударственных мероприятий с естественными процессами не могло проходить в безмолвии, без соответствующего звукового, музыкального сопровождения, без ритуальных песен и плясок, без исполнения традиционных мелодий.
В XIV в. складываются северная и южная школы музыки, причем для северной школы более характерна героическая тематика, а для южной - лирическая.
Великая Китайская стена - одно из самых больших и искусных строительно-технических сооружений всех времен. Ее строили примерно десять лет начиная с 220 года до н.э. при императоре Цинь Шихуанди. Некоторые участки оборонительной стены были построены еще до того в разных воевавших друг с другом маленьких царствах на севере. Цинь Шихуанди набрал целую армию крестьян, солдат, преступников и политических заключенных, чтобы обновить поврежденные места и соединить эти участки. Так возник сплошной крепостной вал, идущий через горы вдоль границы его империи. Стена была задумана как укрепление против набегов воинственных кочевников монголов с севера, а также, по всей вероятности, как доказательство власти и величия императора...
За период от зарождения цивилизации и примерно до XII в. в Китае было сделано больше открытий и изобретений, чем в любой другой стране, а может быть, даже и больше, чем во всем остальном мире. К важнейшим открытиям Средневековья относятся (X - XIII вв.) изобретения пороха и компаса.