Анжер, лежащий на берегах реки Майен, с древнейших времен был занят племенами гордых кельтов, упорно сопротивлявшихся вторжению римлян. В IX веке, по прошествии долгих лет набегов норманнов, Фульк Нерра, граф Анжуйский, воздвиг здесь укрепленный замок.
В 1228-1238 гг. Святой Людовик добавил к замку целый комплекс фортификаций. Впоследствии этот ансамбль был еще более расширен при Людовике I, герцоге Анжуйском, и при Людовике II, который приказал здесь построить готическую капеллу.
Одно время Анжер был
резиденцией "доброго короля" Рене Анжуйского, одновременно короля Сицилии и
Иерусалима, который вошел в историю как благодетель своих подданных и блестящий литератор; он любил праздники, турниры и часто устраивал в замке рыцарские ристалища.
Наступившая затем долгая пора религиозных войн послужила причиной упадка замка, и в 1585 году Генрих III приказал его разрушить. Однако пятиугольная крепость с ее цилиндрическими башнями была настолько мощной, что удалось снести только островерхие кровли башен. С приходом к власти Генриха IV работы по сносу здания были приостановлены, что позволило устроить в замке празднества по случаю обручения Цезаря Вандомского с Франсуазой Лотарингской.
Внутри замка можно увидеть
знаменитую шпалеру на сюжет Апокалипсиса, заказанную Людовиком I Анжуйским в 1373 году. Эта несравненная серия тканых картин, первоначально составлявшая в длину 140 метров, была выполнена Никола Батайем по эскизам Эннекена де Брюжа.
Шпалеры иллюстрируют последнюю книгу Библии - "Откровение Св. Иоанна Богослова". В 1400 году шпалеры хранились в архиепископстве Арля, а начиная с 1474 года - в церкви Св.
Маврикия в Анжере. Эти гобелены, исчезнувшие в 1782 году, были обнаружены в 1848 году каноником Жубером, который предпринял их реставрацию. На каждой картине присутствует образ Св. Иоанна, принимающего участие в происходящих событиях и поясняющего их. Оригинальные подписи пришлось удалить вследствие их плохой сохранности.
Сюжеты, выполненные на гобеленах, сохраняют загадочный и аллегорический, подчас трудно толкуемый смысл текстов "Откровения Св. Иоанна Богослова". На первой картине представлен сюжет со Св. Иоанном, который по велению Господа, начинает описывать "виденные им во благо Семь церквей", изображенных в виде капелл.
Символика, присутствующая в этой сцене, повторяется на всех гобеленах, особенно на следующих: на гобелене, где Св. Иоанн видит Мессию в окружении символических атрибутов и персонажей, изображающих суть Мироздания. После сцены поклонения Мессии следует изображение Св. Иоанна в слезах, вызванных откровением божественных тайн после представления Агнца. Всадники Апокалипсиса появляются на лошадях разного цвета в сопровождении душ умерших, служащих Господу Богу. После признания избранных происходят таинства в присутствии Бога и ангела. В сценах великого землетрясения, огненной звезды и орла природные стихии разверзаются после четырех первых звуков труб. Когда в пятый и шестой раз вострубили трубы, хаос Вселенной множится.
На следующих панно Св. Иоанн дает толкование пророческим знамениям семи громовых ударов труб и символически поедает Книгу, взятую из рук ангела. После того как Иоанн насладился небесной гармонией, идет повествование о приключениях с двумя свидетелями, спасенными Богом, о неминуемом пришествии Мессии и о Страшном суде.
Далее иллюстрируется глава о Сатане, представленном в разных обличьях: в виде дракона, угрожающего миру; нападающего на роженицу, которую защищает Св. Михаил, и сражающегося против верующих; в виде морского чудовища и, наконец, в виде земного чудовища.
После этих тревожных сцен космической катастрофы ангелы из Нового Завета возвещают о разрушении Вавилона и о наказании безбожников. Спасенные праведники приняты Богом, тогда как на нечестивых обрушивается гнев Господний и "ангелы срезают их, как гроздья винограда". За изображением небесных кар, сопровождаемых гневом Господним, следует появление трех чудовищ и Вавилона - "матери мерзости земной", который проваливается в бездну вместе с тремя чудовищами и Сатаной.
Заканчивается шпалера образом светлого
Иерусалима, совершенство которого познает Св. Иоанн, перед тем как пасть ниц перед Троицей.